История спецодежды: от эпохи Петра Первого до наших дней

10 Июля 2025

Спецодежда, без которой сегодня невозможно представить многие сферы человеческой деятельности, появилась несколько веков назад. Нужна она была не только для защиты рабочих от негативного воздействия вредных условий труда. Известно, что в Европе работники гильдий и цехов были обязаны носить предписанные уставом спецкостюмы, чтобы выделяться среди другого персонала. Иными словами, спецодежда, помимо всего прочего, служила еще и средством идентификации персонала, а использовалась она преимущественно в ходе корпоративных праздников. Существовали общие требования к рабочей одежде. К примеру, мастера были вынуждены носить шляпы, а подмастерья не могли находиться на территории портов без обуви (тогда бедные слои населения в теплое время года обычно ходили босыми).

Что касается Российской Империи, то в ней интерес к спецовке впервые проявил известный реформатор Петр I. Вернувшись из Голландии, он решил одеть моряков в форму, увиденную у их голландских коллег. Костюм включал куртку, короткие штаны, высокие чулки и шляпу.

Продолжителем начатого императором дела стала императрица Анна, которая подписала т.н. «Регламент или работные регулы на суконные и коррозийные фабрики». Он стал первым документом в рамках трудового права и в числе прочего предписывал введение униформы на фабриках. В регламенте содержались строгие меры касательно внешнего вида работников. Заявлялось, что персонал выглядит «срамно», у многих людей даже нет целой рубахи. Чтобы изменить ситуацию, руководство фабрик обязали выделить подчиненным «равную одежду», что оно тут же и сделало, правда, не за свой счет, а за средства тех же рабочих. О защитной функции в данном случае речь не шла – главной целью униформы было повышение престижа заводов и фабрик.

На заре советской эпохи стало не до спецодежды – на протяжении нескольких первых пятилеток все усилия были брошены на восстановление разрушенного гражданской войной хозяйства. В 20-30 годы минувшего века на предприятиях ввели «прозодежду», эскизы которой разрабатывали отечественные художники в тесном сотрудничестве с персоналом предприятий. Тогда создали несколько фасонов и моделей костюмов для пилотов, строителей, пожарных, продавцов и пр. Известный художник Клуцис из Латвии разработал эскиз костюма шахтера, включающий светоотражающий пояс и фонарь на шлеме.

Именно в тот период появилось понимание, что спецодежда должна быть удобной, не только выделять, но и, в первую очередь, защищать. Шилась она из натуральных тканей – полотна, сукна, байки, грубой шерсти, бумазеи, а также из ситца и бязи. Многие решения, придуманные художниками В. Степановой и А. Родченко, в том или ином виде используются до сих пор. Так, например, швы перестали скрывать, превратили их в полноценные элементы декора. Внедрили стандарты цветов – черный, синий, зеленый, оранжевый, серый и пр. Впервые начали использовать защитные спецкостюмы, которые во многих случаях оказались значительно более удобными, чем штаны и куртка.

Художники, разрабатывающие фасоны спецодежды, небезосновательно полагали, что крой обязательно должен был соотноситься с рабочим процессом как с практической точки зрения, так и с визуальной. Вот почему на рабочей спецовке со временем появились прямые линии и углы, а также строгие геометрические формы.

Современные спецкостюмы представляют собой не что иное, как видоизмененные, переработанные с учетом нынешних реалий эскизы советских художников 20 годов минувшего века. Именно они заложили основы удобного и функционального рабочего костюма, обязательными элементами которого являются широкие брючины, вместительные карманы, головной убор и свободный, не сковывающий движения крой.

Вернуться к списку публикаций

Заказ в один клик

Я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.