Спецодежда, без которой сегодня невозможно представить многие сферы человеческой деятельности, появилась несколько веков назад. Нужна она была не только для защиты рабочих от негативного воздействия вредных условий труда. Известно, что в Европе работники гильдий и цехов были обязаны носить предписанные уставом спецкостюмы, чтобы выделяться среди другого персонала. Иными словами, спецодежда, помимо всего прочего, служила еще и средством идентификации персонала, а использовалась она преимущественно в ходе корпоративных праздников. Существовали общие требования к рабочей одежде. К примеру, мастера были вынуждены носить шляпы, а подмастерья не могли находиться на территории портов без обуви (тогда бедные слои населения в теплое время года обычно ходили босыми).
Что касается Российской Империи, то в ней интерес к спецовке впервые проявил известный реформатор Петр I. Вернувшись из Голландии, он решил одеть моряков в форму, увиденную у их голландских коллег. Костюм включал куртку, короткие штаны, высокие чулки и шляпу.
Продолжителем начатого императором дела стала императрица Анна, которая подписала т.н. «Регламент или работные регулы на суконные и коррозийные фабрики». Он стал первым документом в рамках трудового права и в числе прочего предписывал введение униформы на фабриках. В регламенте содержались строгие меры касательно внешнего вида работников. Заявлялось, что персонал выглядит «срамно», у многих людей даже нет целой рубахи. Чтобы изменить ситуацию, руководство фабрик обязали выделить подчиненным «равную одежду», что оно тут же и сделало, правда, не за свой счет, а за средства тех же рабочих. О защитной функции в данном случае речь не шла – главной целью униформы было повышение престижа заводов и фабрик.
На заре советской эпохи стало не до спецодежды – на протяжении нескольких первых пятилеток все усилия были брошены на восстановление разрушенного гражданской войной хозяйства. В 20-30 годы минувшего века на предприятиях ввели «прозодежду», эскизы которой разрабатывали отечественные художники в тесном сотрудничестве с персоналом предприятий. Тогда создали несколько фасонов и моделей костюмов для пилотов, строителей, пожарных, продавцов и пр. Известный художник Клуцис из Латвии разработал эскиз костюма шахтера, включающий светоотражающий пояс и фонарь на шлеме.
Именно в тот период появилось понимание, что спецодежда должна быть удобной, не только выделять, но и, в первую очередь, защищать. Шилась она из натуральных тканей – полотна, сукна, байки, грубой шерсти, бумазеи, а также из ситца и бязи. Многие решения, придуманные художниками В. Степановой и А. Родченко, в том или ином виде используются до сих пор. Так, например, швы перестали скрывать, превратили их в полноценные элементы декора. Внедрили стандарты цветов – черный, синий, зеленый, оранжевый, серый и пр. Впервые начали использовать защитные спецкостюмы, которые во многих случаях оказались значительно более удобными, чем штаны и куртка.
Художники, разрабатывающие фасоны спецодежды, небезосновательно полагали, что крой обязательно должен был соотноситься с рабочим процессом как с практической точки зрения, так и с визуальной. Вот почему на рабочей спецовке со временем появились прямые линии и углы, а также строгие геометрические формы.
Современные спецкостюмы представляют собой не что иное, как видоизмененные, переработанные с учетом нынешних реалий эскизы советских художников 20 годов минувшего века. Именно они заложили основы удобного и функционального рабочего костюма, обязательными элементами которого являются широкие брючины, вместительные карманы, головной убор и свободный, не сковывающий движения крой.
